Работа с параметрами запроса в URL, с примером из реальной практики.

В статье разберем что такое параметры запроса, познакомимся c так называемыми utm-метками, и научимся работать с параметрами запроса на примере одной ситуации из моей практики.

Начнем с теории.

Внимание! Поскольку статья для начинающих веб-разработчиков, многие понятия в статье даются в упрощенном виде для облегчения понимания.

Параметры запроса

Зачастую, кроме адреса страницы сайта, в ссылке требуется передавать какие-то дополнительные параметры.

Представим, что есть каталог товаров в интернет-магазине. В каталоге может быть сотни и тысячи наименований товара, и, если выводить их на одной странице, она получится просто огромной, и будет грузится долгое время.

Всем известен выход из этой ситуации: нужно разбить каталог на страницы. Все вы видели такие страницы, там десять или двадцать товаров, а также ссылки на другие страницы каталога.

Как же сформированы подобные ссылки? Вот здесь-то и используются параметры запроса в URL.

Часто параметры запроса называют GET-параметрами. Это не совсем верно. Да, при запросе методом GET, эти параметры видны в строке браузера, но их с тем же успехом можно передавать и POST-запросом.

Посмотрите на адрес:

https://someshop.ru/catalog/iphone?page=1&perpage=20

Здесь:

  • https – это протокол, по которому идет передача данных (в данном случае защищенный http);
  • someshop.ru – доменное имя хоста (часто просто говорят «домен»);
  • catalog/iphone – так называемый «Путь» до конкретной страницы на сайте, часто бывает иерархическим, при этом составные части пути разделяет прямой слэш /;
  • page=1&perpage=20 – строка запроса (как раз состоящая из параметров).

Вот именно строку запроса, в большинстве случаев называют GET-параметрами.

Эта строка состоит из пар имя_параметра=значение_параметра.

Пары разделены между собой амперсандом &.

Строка запроса отделена от адреса (с путем) знаком вопроса ?

В адресе выше мы имеем два параметра запроса:

  • page со значением 1
  • perpage со значением 20

Они означают, что ссылка ведет на 1-ю страницу каталога, и выводить на странице нужно 20 товаров.

UTM-метки

Одним из распространенных примером применением параметров запроса являются так называемые UTM-метки.

UTM-метки – это, по сути, набор параметров запроса с заданными именами.

Они «де-факто» являются стандартом меток для сбора статистики. Практически все системы аналитики, CRM-системы, многочисленные сервисы из самых разных областей, поддерживают работу с UTM-метками.

Имена основных меток:

  • utm_source — источник перехода;
  • utm_medium — тип трафика;
  • utm_campaign — название рекламной кампании;
  • utm_content — дополнительная информация по каналу рекламы;
  • utm_term — ключевая фраза.

Пример из практики

Я технически поддерживаю один из обучающих проектов.

Имела место следующая ситуация.

  • Есть лендинг тренинга, в котором можно участвовать как платно (с расширенными возможностями), так и бесплатно (базовый вариант).
  • На этот лендинг «льется трафик» с различных рекламных систем (яндекс.директ, вконтакте, фэйсбук, партнеры…).
  • Все рекламные ссылки на этот лендинг размечены utm-метками.
  • В свою очередь CRM-система, используемая на проекте, поддерживает работу с UTM-метками и таким образом можно считать выгоду от того или иного канала рекламы, соотнося расходы и продажи по каждому каналу.
  • На лендинге имеются 2 ссылки для платного и бесплатного участия. Ссылка для бесплатного участия ведет на отдельную страницу, где находится форма, заполнив которую, человек попадает в группу в CRM для бесплатного участия в тренинге.

Проблема была в том, что при переходе по ссылке на страницу с формой, UTM-метки туда не передавались, и, соответственно, невозможно было понять по какому каналу рекламы пришел человек, который заполнил эту форму.

Формулируем задачу для решения этой проблемы:
нужно взять UTM-метки из строки запроса лендинга и подставить их в ссылку на страницу с формой.

Сделать это нужно было максимально быстро, т.е. «вчера» поскольку на страницу уже шел трафик.

Работа с параметрами запроса на сервере (PHP)

Задача была решена парой строчек кода на PHP.

Ниже код двух страничек, первая это эмуляция лендинга со ссылкой на эмуляцию страницы с формой, вторая это эмуляция страницы с формой.

Вторая страница нужна, чтобы вы могли скопировать ее посмотреть результат перехода по ссылке с лендинга.

Лендинг (index.php):

 

Страница с формой (form.html):

 

Собственно решение в первом PHP-блоке:

 

В первой строке, при помощи функции filter_input, получаем строку запроса из суперглобального массива $_SERVER.

Во второй строке, если строка запроса имеется, прикрепляем её к URL страницы с формой.

Получившуюся переменную $url выводим в атрибуте href ссылки.

Таким образом на страницу form.html стали передаваться UTM-метки, и CRM-система начала получать информацию о канале рекламы, с которого пришел тот или иной посетитель.

Решение, приведенное выше, далеко не универсально. Поскольку берутся все параметры запроса, а кроме UTM-меток, среди них, могут быть и другие параметры.

Стоит немного усовершенствовать код, чтобы брать только те параметры, которые нам нужны.

 

Работа с параметрами запроса на клиенте (Javascript)

Кроме серверного варианта, существует возможность решить данную задачу на стороне клиента, т.е. через javascript.

 

На мой взгляд, решение на стороне сервера предпочтительнее, хотя бы по причине того, что не зависит от устройства, на котором просматривается страница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.